Содержание:

Марка Leatherman появилась на рынке в 1983 году. Сейчас товары этого бренда продаются больше, чем в 80 странах мира. Вы можете выбрать одну из тридцати актуальных моделей, а уже не выпускаемые модели становятся предметом коллекционирования. С чего все начиналось, как развивалась первичная идея Тима Лезермана, какую модель выбрать для ежедневного ношения, а какую – для экстремальных приключений, какие направления сейчас разрабатываются инженерами компании – все этим вопросам будет посвящена серия статей на нашем сайте. А начнем с главного – с истории создания первого мультитула компании, которая вскоре стала всемирно известна.

 

Как родилась идея создания мультитула

Тим Лезерман (Timothy S. Leatherman) родился в 1948 году в городе Портленд, столице штата Орегон, США. Высшее образование получил по специальности инженера-механика в университете штата Орегон, который окончил в 1970 году. Там же, в 1969 году, он познакомился со своей будущей супругой Чо (Chau Leatherman). Она приехала из Вьетнама и обучалась по программе студенческого обмена. Молодые супруги в 1973 году сразу после свадьбы уехали на родину Чо, где прожили два года. Вспоминая те времена, Тим рассказывает о своих впечатлениях. Больше всего его удивили водители мотоциклов, мотороллеров и тук-туков – местной разновидности такси. Когда машина ломалась и не могла дальше ехать, водитель просто на дороге ремонтировал свое транспортное средство, пользуясь минимальным набором инструментов и после этого имел возможность продолжать движение. Тима заинтересовал такой экспресс-ремонт, ведь он все-таки дипломированный инженер, да еще и механик! Присматриваясь к работе местных водителей мототранспорта, он многому научился и овладел простыми приемами обслуживания двигателей. Эти знания понадобились Тиму довольно скоро. В 1975 году он с женой решил немного попутешествовать по Европе, увидеть мир пока молоды. Рассчитывали жить в дешевых отелях, а между городами перемещаться с помощью авто-стопа. Вскоре выяснилось, что авто-стоп в Европе не очень популярен и проще купить какой-нибудь автомобиль. На улицах Амстердама им случился Fiat 600 с табличкой "Продается". Этот автомобиль имел только два преимущества – стоимость всего триста долларов и симпатичный номерной знак.

 Тим Лезерман - основатель компании Leatherman

В вопросах эксплуатации и технического состояния преимуществ не было. Уже на первых километрах будущий изобретатель столкнулся с необходимостью ремонтировать свою «железную лошадь» во вьетнамском стиле, то есть – при дороге. Набор имеющихся инструментов не радовал разнообразием – пара накидных ключей и бойскаутский нож, который так и назывался – Boy Scout Knife. Последний мог похвастаться наличием собственно лезвия и нескольких вариантов отверток. Тим вспоминает, что в работе ему постоянно не хватало плоскогубцев, которыми можно было что-то открутить или зажать. Именно тогда и появилось первая мысль об объединении в одном устройстве набора из ножа бойскаутов и собственно плоскогубцев. А еще это все должно быть небольшим и компактным, чтобы все время быть под рукой, заменяя целый ящик полноформатных инструментов. С этой идеей, которая в то время находилась еще в зачаточном состоянии, Тим и вернулся домой в США.

 

От идеи к изделию – трехлетний путь упрямого изобретателя

Далее начинается типичная американская "гаражная" история. Напомним, что из таких «домашних гаражей» в США вышел первый самолет братьев Райт, первый автомобиль Ford и первый мотоцикл Харлей-Дэвидсон. Работая инженером на основном месте работы, Тим чуть ли не каждый вечер спускался в свою мини-мастерскую, где упорно продолжал разрабатывать чертежи будущего первого мультитула Лезерман. Дальше начался процесс воплощения задуманного в металле. Когда результаты испытаний удовлетворили Лезермана, он подал документы на получение патента, оформленного в 1980 году на изделие под названием «Pocket Multiple Tool». Сам прототип Лезерман называл иначе – Mr.Crunch. Даже сохранилось домашнее видео, где он за столом во время какой-то вечеринки говорит гостям – познакомьтесь, это мистер Кранч, у него есть плоскогубцы, нож, напильник и отвертки и собирается он в такой компактный ящик.

 

Первые шаги к триумфу

Приблизительно в это же время к Тиму присоединился его университетский товарищ Стив Берлинер (Steve Berliner), который предложил свою помощь в продвижении нового продукта. Начальная идея заключалась в том, что полученный патент следует продать какому-нибудь производителю ножей и получать свои проценты. Коллеги предложили изобретение Тима многим компаниям, производившим ножи, и не только в Портленде, но везде получали отказ. Основная мотивация была такова – «это не нож, это инструмент». Тогда напарники стали обращаться к фирмам, которые производят инструменты и там тоже получали отрицательный ответ, потому что «это не инструмент, это устройство». Вспоминая те времена, Лезерман говорит: «Иногда закрадывалась мысль, что это пустая трата времени. Но я гнал ее из головы. Утром просыпался и снова принимался за работу». Вместе со Стивом они решили – если никто не хочет делать мультиинструменты, то они будут производить их самостоятельно. А продавать станут распространяя по почте свой напечатанный небольшим тиражом каталог. Шел 1983 год. За производственную базу служила мастерская сводного брата Тима, в которой нашлось не только необходимое снаряжение, но и несколько металлообрабатывающих станков. Продажи шли вяло. Настоящий прорыв произошел весной того же года. Компания Cabela's заинтересовалась изделием, которое на тот момент получило название Pocket Survival Tool или сокращено PST. Она разместила заказ на 500 мультитулов на сумму в 12 000 долларов. Это дало столь долгожданный и необходимый толчок. Вдохновленные перспективами, напарники задались целью в первый год производства достичь цифры в 4000 изделий. Но к концу года было выпущено 30 000 Лезерманов. С этого момента начался расцвет торговой марки и ее триумфальный поход к славе.

 

Современность и перспективы

На сегодняшний день на заводе Leatherman работают около 400 рабочих, еще примерно 100 человек персонала занимаются вопросами логистики, маркетинга, дизайна, технологий, перспективных разработок и их внедрения в производство. Ежедневно производится около 14 000 изделий, каждое из которых требует почти 200 операций. Фабрика имеет современное оборудование, здесь работает много роботизированных станков, но окончательная сборка всегда производится вручную. Годовой выпуск составляет около двух миллионов мультитулов, а объем продаж в денежном выражении вплотную подходит к планке в сто миллионов долларов. С приходом в команду Бена Риверы (Ben Rivera) в 1995 году были запущены в тираж модели, ставшие гиперпопулярными. Речь идет в первую очередь о Wave, Charge, Surge и Skeletool. Сейчас компания из Портленда выпускает около тридцати моделей портативных инструментов и большое количество аксессуаров для мультитулов - чехлов, сменных бит и их наборов, запасных частей. И все это продается почти в 90 странах мира. Нашлось место и для названия Crunch – этот специализированный и немного странный инструмент выпускается с 1999 года. Еще один шаг вперед был сделан при непосредственном участии Адама Лезерби (Adam Lazerby), возглавившего разработку и внедрение в производство четырех продуктов под общим названием Free. Отдельное подразделение, которое получило название Leatherman Garage, отвечает за выпуск специальных модификаций, ограниченных серий и кастомных изделий. Его руководитель – Андро Пурномохади (Andro Purnomohadi). Именно здесь разработана новая реинкарнация Mr.Crunch и она выпускается в небольших количествах. В 2010 году мультитулы Leatherman журналом Time были внесены в список 100 изобретений, которые в период с 1923 года оказали большое влияние на развитие человечества. В офис компании часто поступают благодарственные письма за качество и эргономику продукции. Немало и задокументированных случаев, когда мультитулы реально спасали людям жизнь. Компания Тима Лезермана уверенно стоит на лидерских позициях, каждый раз предлагая покупателям надежные и полезные устройства. А начиналось все с автомобиля Fiat 600, который часто ломался, но имел «счастливый» номерной знак 93-39 HG.